"ДВИЖЕНЬЯ СОМКНУЛИСЬ В СИЛУ..."

Интервью с Константином ЛЕВИНЫМ
(AGE OF FADING, f.n.t.n., СПЛЕТЕНИЕ) (г. Харьков, Украина)


1. Константин, хотелось бы узнать немного больше о твоих проектах Age Of Fading (d'n'b/darkwave/black ambient), f.n.t.n. и "Сплетение". Что это за проекты, какова их концепция?

Здравствуй, Алексей! Да, сейчас у меня три музыкальных проекта, которые существуют независимо друг от друга. Все три студийные и у каждого только по одному записанному альбому. Может показаться что это "не целесообразно" и что я разбрасываюсь, но они настолько отличаются, что не было никакой возможности объединить все эти записи под одним названием. Age Of Fading появился в августе 2003-го года сначала как исключительно "музыкальный" эксперимент. Я до этого играл в рок-группе и параллельно пробовал дома с помощью компьютера различные свои музыкальные идеи. В постоянном процессе поиска того звучания и того направления, в котором я смог бы наиболее полно самовыразиться, было найдено совершенно новое (для меня) звучание, и в течение полугода в домашних условиях был записан первый альбом "Sunset For Everyone". В процессе записи была разработана, а точнее даже - интуитивно принята концепция как этого релиза, так и проекта в целом. Апокалиптические видения, образы конца света, как выхваченные из хаоса отдельные картины, так и описание всего "сценария" краха человечества - вот что стало основой, концепцией, если так можно сказать, Age Of Fading.
f.n.t.n. появился во время украинских осенне-зимних событий 2004-го года. Мини-альбом "compound fracture: war", состоящий из пяти треков, практически целиком писался во время "оранжевой революции". Качество звучания релиза оставляет желать лучшего, но поскольку я сам не являюсь ревностным ценителям "вылизанных" записей (а в большинстве случаев, скорее, наоборот, против этого), то и тут не стал особенно акцентировать внимание на звуке. Мне тогда было важно записать всё в окончательном виде до завершения всех происходивших событий, до того, как ушла энергетика (как бы кто не относился к происходившему, но сила высвободившейся человеческой энергии была потрясающей. Если сравнить с героическими периодами в истории Украины, это, конечно, был фарс и имитация, но на уровне ощущений лично мне сравнить абсолютно не с чем). То есть в музыке я попытался, так или иначе, передать ощущения "рядового участника", конечно несколько преувеличенные и даже мифологизированные. Если же пробовать найти там политику или рациональную оценку происходящего, то это бесполезно. Этого там просто нет.
"Сплетение", самый новый мой проект, начал существовать весной 2005-го года. Сначала это просто были одиночные эксперименты с шумовой музыкой и эмбиентом, с использованием сэмплов известных индустриальных проектов (Coil, Einsturzende Neubauten), а через некоторое время я решил объединить все наработки в одно целое и дополнить звуковую оболочку своим голосом. Первый альбом "Теодицея" практически полностью посвящен христианской тематике - использованы фрагменты текстов Тайного Евангелия от Фомы, "Голубиной книги" (известного Православного апокрифа), а в финальной композиции звучит фрагмент хора, исполняющего церковную песню (прим. ред. - "Рече Господь" Дмитрия Бортнянского).

2. Ты пишешь и исполняешь весьма необычную, вдумчивую музыку, для адекватного понимания которой требуется особый творческий и эстетический подход. Например, взять, хотя бы, великолепные dark-ambient/darkwave альбомы Vidna Obmana, Lustmord, Endura, The Moon Lay Hidden Beneath A Cloud, LJDLP, Inade или Hybryds. Что ты вкладываешь в свои работы? О чем ты хочешь сказать? Судя по твоим стихотворным медитациям - "...и сумерки закрыли стыд старой черной мертвой Звезды обращающейся в пепел осыпающейся в космос ненужной частицы вселенной/Новая Звезда для Нового Мира" - в тебе обретается "магический революционер", Последний Кшатрий Кали-Юги, Сталкер, идущий Путем Левой Руки…

В каждом человеке, которому, так или иначе, чуждо то место, куда привела нас цивилизация (а оно на самом деле чуждо всем, просто не все об этом задумываются всерьез) живет Кшатрий. Отчужденность порождает злобу, которая натягивает нервы, делает революцию за революцией в сознании. К сожалению - только в сознании… Можно сколько угодно иронизировать над такими "пафосными" словами, но ощущение, что "всё не так, как должно быть" присуще абсолютно всем.
В работы свои я вкладываю разные ощущения и разные смыслы. В каждом человеке живет несколько его "я", которые он может либо подавлять во имя развития и главенства какого-то одного своего качества, либо развивать их все. Мне ближе второе, поэтому не могу сказать что всем, что я делаю, движет одна идея. Но так уж сложилось, что до стадии "завершения" доходят преимущественно те работы, которые наиболее подходят под данное тобой, Алексей, определение.
Наверное, длительный застой должен рождать стремление к тотальному разрушению. Разрушение не ради Победы, но разрушение ради Обновления, а подчас и ради самого разрушения. Верно подмечено, что романтизм "в последней инстанции" непременно становится "фашистским" не в идеологическом, а в "образном" смысле.

3. "Не быть ни в строю, ни в стае/На землю плеваться ядом/И резать, и резать вечность/Наполнив материю адом". Потрясающие строки, отсылающие к "проклятым поэтам", немецкому экспрессионизму и агрессивной "чёрно-романтической" (в духе Лавкрафта и Майринка) индустриальной образности! Идти против шторма - высший романтический ("фашистский", если следовать терминологии виднейшего идеолога европейской Консервативной Революции Армина Мёлера) порыв! Как ты думаешь, "режет ли вечность" твоя музыка? Что ожидает "мир сей"? Неужели контрольный выстрел в затылок?

Нет, вряд ли моя музыка как-то на что-то влияет. Я вообще не задумываюсь над этим, просто делаю то, что делаю, и, видимо, иначе быть не может. На такие всеобъемлющие вопросы, как судьба этого мира, ответить вообще невозможно. Как мне кажется, я в этом отношении скорее эстет, чем теоретик. А что до "контрольного выстрела в голову" - то всегда удивлялся, почему большинство людей боятся всего, что связано с Апокалипсисом. Мне всегда казалось, что если завтра "объявят" конец света, то я буду плясать и смеяться. И что-то мне подсказывает, что не один я.

4. В письме ты упомянул, что больше тяготеешь к индастриалу и слушаешь преимущественно dark-folk, industrial, ambient, noise. Чем именно близки тебе dark-folk и industrial culture? Близок ли тебе Личностный фактор, стоящий за этими стилями (а, если быть совсем уж точным - мировоззрениями)? Так, дарк-фолк попросту невозможно представить без Дугласа Пирса, Тони Вейкфорда и Дэвида Майкла Тибета. Или industrial без Genesis P-Orridge, Boyd Rice и William Bennett (Whitehouse). Или noise без Merzbow и Daniel Menche.

С индустриальной субкультурой я познакомился всего лишь год-полтора назад, и с самого момента знакомства она меня невольно "засасывает". Действительно, всевозможной музыки в наше время очень много, чудовищно много, а количество мелодических и ритмических ходов, которые способны "зацепить" хоть и велико, но все же ограниченно. И со временем получается "бесконечное повторение", на котором к тому же зарабатывают сумасшедшие деньги не самые лучшие из живущих на планете людей. Поэтому интересна музыка, которая несет в себе еще какое-то наполнение, кроме непосредственно музыкального. Также привлекает абсолютная свобода самовыражения, ведь четких границ, рамок звучания в индастриале нет.
К тому же, в дарк-фолке, например, текстовая составляющая очень сильна, что тоже немаловажно, взять, к примеру, тексты Дэвида Майкла (Тибета)… А ведь до того как я начал слушать дарк-фолк, меня тексты песен вообще меньше всего интересовали.
Личностный фактор, конечно, влияет сильно. В отличие от поп-музыки, где зачастую готовая композиция есть именно "продукт совместной работы" многих музыкантов, продюсеров, звукорежиссеров, дарк-фолковые вещи создают впечатление именно "результата сотрудничества" творческих людей, нацеленных к тому же не на аудиторию и её привереды, а на воплощение своих идей.

5. Ты общаешься с Украинским Готическим Порталом и иными украинскими Web-изданиями, освещающими "тёмную сцену". Что сейчас происходит на украинской "dark" и "industrial" сцене? Какие проекты представляют её? Кого бы ты мог выделить? Так, российские Web-издания (в частности, SEIDR), подчеркивают самобытность украинских музыкантов. Процитирую рецензию Wolfsblood-а (поэт, музыкант, глава российского сетевого дарк-фолк журнала SEIDR) на украинскую dark/neo-folk компиляцию "Полин Квітне": "Neofolk-сцена, представленная на сборнике, весьма разнообразная и оригинальная, украинские музыканты, в основе своей, идут своим путём и, наверное, благодаря этому сборник будет интересен очень многим".

Меня как таковая "темная сцена" не интересует, интересуют отдельные группы, проекты. Тяжело сказать, что происходит… дело в том, что Харьков оказался немного в стороне от украинской "темной" сцены. В отличие от Киева, Львова, Одессы, тематические вечеринки у нас начали проводиться только недавно, а поскольку большинство проектов в основном играют "вживую", то и услышать их, получается, достаточно проблематично. Думаю, что ничего особого на этой сцене произойти не может не только на Украине, но и в мире вообще. Но мне с этим проще, так как я никогда не гонялся за "новинками" и какой-нибудь хороший альбом 98-го (88-го, 78-го, …) года может быть для меня открытием (именно так чаще всего и происходит). Что же до тех групп и проектов, которые представлены на "Полин Квітне", то среди них многие относятся к числу моих любимых - это The Litz, Некраїна, Вежа Хмар... в общем сборник собрал действительно талантливых исполнителей, которым тяжело дать объективную характеристику в силу их уникальности. The Litz (http://www.litz.lviv.ua/), например, в лице их лидера (а временами и единственного участника) Димы Даннера сочетают synth-pop элементы в звучании с серьёзной работой в области industrial, развивая идеи Дженезиса Пи-Орриджа (прим. ред. - ярчайший музыкант и концептуалист, один из основоположников индустриальной культуры); Некраїна (http://www.charsky.net/) - "украинский Death In June" - наверное, наиболее известная dark-folk группа за пределами Украины; апокалиптические Sorrow Expert, наиболее полно, как мне кажется, впитавшие в себя классические корни industrial/apocalyptic-folk; Вежа Хмар (http://www.vezha.de), у которых, к слову, есть множество интереснейших сайд-проектов, завораживающие своим шаманизмом…

6. Надеюсь, что ты слышал двойную компиляцию "Colours Of Black" (Shadowplay Release) и (точно) "Полин Квітне"? Что ты можешь сказать об исполнителях, представленных на этих сборниках? Есть ли, на твой взгляд, перспективы у "дарк-сцены" России и Украины? Не кажется ли тебе, что делать кальку (пусть даже и "качественную") с очередного западного именитого "эталона" (а-ля Clan Of Xymox, а-ля Diary Of Dreams, а-ля Current 93, а-ля Fields Of The Nephilim) как-то унизительно и, не побоюсь этого слова, "неумно"?

Я, к сожалению, не слышал "Colours Of Black", и с российской "темной" сценой знаком лишь частично (Reutoff, Sal Solaris, Stillife, Emily Saanen, Theodor Bastard). Общее впечатление очень хорошее, особенно радует то, что, насколько мне известно, группы industrial- и dark-folk направленности периодически дают в России живые концерты, что само по себе очень здорово. У нас на Украине с этим проблемы…
А по поводу копирования западных команд... Хотел бы я посмотреть на того, кто сможет сделать кальку с Current 93. Согласен с тобой - конечно же, простое копирование - это неинтересно. Но я думаю, что каждый автор стремится создать нечто уникальное, ведь в таком направлении нельзя рассчитывать на какую-нибудь, упаси Господи, "коммерческую прибыль". Может, просто не у всех это получается. Хотя, если говорить откровенно, мне всегда казалось что над такими вещами задумываться категорически нельзя, потому что оглядываться на что бы то ни было (даже для избежания повторений) - значит калечить свои собственные произведения внутренней цензурой и, как следствие, привносить в них элемент неискренности.

7. Константин, помимо того, что ты музыкант и композитор, ты пишешь замечательные стихи. Кто вдохновляет тебя? Кого из поэтов (и не только) ты читаешь чаще всего? Какая книга для тебя является "настольной"?

На написание стихов больше всего вдохновляет, если честно, опять таки музыка. Ну и сама жизнь. Если вдохновляешься чьей-то поэзией, тогда невольно копируешь - по крайней мере, мне так всегда казалось... Я отнюдь не знаток литературы, и литературных изысков в домашней библиотеке немного. Среди любимых поэтов - Григорий Чубай (великолепный украинский поэт-диссидент), Уолт Уитмэн (которого Ю. Эвола называл "пророком демократии"). Твои стихи, Алексей, очень нравятся. Среди писателей - Д. Оруэлл, Р. Брэдбери, Э. Хэмингуэй, Э.М.Ремарк, К. Воннегут. Думаю, что список этот будет с годами только увеличиваться, потому что многое еще не прочитано - я всегда уделял литературе гораздо меньше внимания, чем музыке.

8. Ты являешься координатором традиционалистской организации Thule Sarmatia, которая входит в ареал деятельности не менее известной "новой правой" организации Thule Seminar, возглавляемой доктором Пьером Кребсом. Симпатичны ли тебе Традиционализм, Консервативная Революция, идея Священной Империи, идеология европейских "новых правых"? Как ты относишься к политике? Согласен ли ты с утверждением, что прежде чем укрепиться в политике, нужно завоевать культуру? Являешься ли ты сторонником Борьбы За Новую Культуру - Kulturkampf?

Мне кажется, что выдвигаемая "новыми правыми" идея "Европы Отечеств" сейчас может стать серьёзным противовесом как масс-культному Западу, так и отжившим право- и леворадикальным течениям в Европе (а Украина, как и Россия впрочем, от Европы, её истории и судьбы неотделима, являясь на протяжении всей истории её периферией, но не являясь частью Востока как такового). Естественно, это возможно лишь в результате появления новых идей, так как старые остались лишь "на бумаге" и не смогли реализоваться в течение десятков лет. По крайней мере, я верю, что "Thule Sarmatia" сможет успешно выполнять те задачи, которые она себе поставила - изучение, и, что более актуально, популяризацию идей Традиционализма среди людей, которые хотят не просто существовать, но и бороться.
"На практике" политика меня интересует только в одном контексте - в контексте создания Сильной, Независимой, Великой Украины. Создание Империи Духа, Империи Света - вот цель, которую действительно можно себе поставить. Остальное - пыль.
А Консервативная Революция мне представляется не возвратом в прошлое, не выкапыванием из могилы определенного этапа истории, чтобы застыть в нем навечно (ведь это абсурд!), но переходом на некий более совершенный уровень развития, новый тип мышления. Это, так или иначе, произойдет, когда спираль истории завершит очередной оборот. Вечная человеческая утопия - построить Новый Мир в котором будут жить Новые Люди…

9. Собираешься ли ты в вероятном будущем создавать концептуальные, насыщенные определенной идеологией, работы - в духе того, что делают Кадмон (Allerseelen), Майкл Мойнихан (Blood Axis) или Тони Вейкфорд (Sol Invictus)? Или, как независимый художник, ты, скорее, вне идеологических "пристрастий"?

Не знаю, Алексей… Сначала хотел было в сердцах крикнуть, что никаких идеологических пристрастий быть в музыке не может, что это её умертвит на корню. Но, на самом деле, всё возможно. Только в любом случае нельзя терять в ней элемент глубоко интимных переживаний, чтобы музыка оставалась, прежде всего, честной, и не вырождалась до "пустоголового партийного рупора". В ближайшем будущем никаких "идеологически подкованных" работ не планирую, пока что достаточно идеологической подкованности автора. Простор для деятельности большой - целых три проекта. Думаю - на всё своё время.

10. "Я романтик физического истощения/Слабости духа и покалеченной духовности…", - звучит в духе "чёрного экспрессионизма" гениального немецкого поэта Георга Тракля. Какими ты видишь (и как ощущаешь) Последние Времена? Что тебя ужасает, а что внушает надежду?

Вполне возможно, что мы как раз и живем в эти самые Последние Времена. Жизнь ускоряется так быстро, как будто хочет в итоге "взорваться". Войны, эпидемии - это быстрая смерть, там есть враг или явная причина, всё просто, всем понятно против чего бороться. А мы живем в эпоху медленного увядания, гниения, когда всё смешалось и не ясно, что вообще можно сделать. Кали-Юга, завершающий цикл, описанный Традиционалистами - это, наверное, и есть такой жуткий субстрат - тотальный всеобъемлющий хаос, который является на самом деле Абсолютным Порядком, Порядком Тотального Контроля над сознанием человека. Но надежду вселяет вера в то, что мир был создан не для саморазрушения, и всё что происходит, происходит (в конечном итоге) к лучшему. Такое вот сочетание "западного" порыва к познанию и действию с "восточным" созерцанием, думаю, не одному мне свойственно. Первое не даёт застыть, второе - источник какого никакого, но оптимизма.

11. "the rise of a dragon - imperious/the fall of an empire - imperium/the flash of a thunderbolt - imperial/the birth of a child appears/the sadness to come shall dissolve/the nature of the sky is joy/the carousel makes colours and sounds/the horses' teeth chatter and snap" (Current 93 "Oh merry-go-round"). И, напоследок, повод для размышлений. Веруешь ли ты в "Новую Звезду для Нового Мира"? Чувствуешь ли свет её? Близок ли конец "сумерек человечества"?

Апокалиптические образы сознательно были положены в основу моего первого проекта (Age Of Fading), а завершение чего-то неминуемо приводит к возрождению, точнее - перерождению. Потому, безусловно, доля эсхатологизма в мышлении присутствует постоянно. Тем более что такие образы, как правило, очень сильные, очень яркие и захватывают целиком. А образ "Новой Звезды для Нового Мира" - это скорее мечта об её приходе. Мы ведь все, так или иначе, воспитаны в христианском мире, поэтому ожидание мессии, пророка (не только как конкретного человека, но и как явления) у нас в крови.
Будем ждать, надеяться, верить…
И БОРОТЬСЯ!!!



Официальный сайт AGE OF FADING, f.n.t.n., СПЛЕТЕНИЕ
https://rassvet-archive.pp.ua

Культурно-философское сообщество THULE SARMATIA
(The East Europe Division of Metapolitical Association "THULE SEMINAR")
http://www.mesogaia-sarmatia.narod.ru/thule-sarmatia.htm

Вопросы задавал Алексей ИЛЬИНОВ
(Mesogaia-Sarmatia: Imperium Internum/THULE SARMATIA)

Харьков - Воронеж, Август - Ноябрь 2005 г.








рукописное

на главную